Новости Инструменты Все для сада Тесты Мастер-классы Обзоры Мероприятия О журнале
Владыкой мира будет труд!

Владыкой мира будет труд!

Редкий актер может похвастаться столь внушительным послужным списком: более 250 киноролей! Да-да, столько работ в биографии Народного артиста Российской Федерации Юрия Владимировича Назарова! И он не собирается останавливаться на достигнутом.

Известность и любовь зрителей пришли к актеру еще в давние советские времена, после созданных им ярких и драматичных образов в таких фильмах, как «Андрей Рублев», «Земля Санникова», «Освобождение», «Горячий снег», «Трактир на Пятницкой», «Демидовы», «Маленькая вера». Часто Назарова можно было увидеть в военном кино, и эта традиция продолжается по сей день: актер исполнил роли второго плана, но с очень запоминающимися характерами в полнометражных фильмах «Сталинград», «Единичка», в сериалах «Истребители: последний бой», «Осенью 41-го», «Снайперы: любовь под прицелом» и многих других. В это трудно поверить, но актер, снявшийся в таком большом количестве фильмов, неоднократно бросал актерскую профессию, пытаясь начать новую жизнь, никак не связанную с творчеством. К счастью для его поклонников, Юрий Назаров всегда возвращался.

– Я дитё войны, – говорит родившийся в 1937 году Юрий Владимирович Назаров, но эта фраза пронизана не столько болью, сколько теплотой и признательностью судьбе за то, что он появился на свет именно в это суровое время, которое дало ему первые уроки мужества и ответственности.

Его семья жила в Новосибирске. Отец и мать – инженеры-теплотехники на электростанции, дед – землемер, бабушка – врач. Отца как особо ценного сотрудника-энергетика не взяли на фронт, и потому маленькому Юре было неудобно перед сверстниками за то, что в отличие от многих из них, потерявших отцов на войне, его отец жив и здоров. Однако семейная идиллия длилась недолго, отец Юры рано ушел из жизни, когда мальчику было всего двенадцать лет, тем самым восстановив печальное статус-кво между Юрой и его друзьями. С детства мальчик был приучен к труду: помогал матери по хозяйству.

– Помню, шел 1945 год, – рассказывает Назаров. – Война только закончилась. Осень, далекая Сибирь. Мы с мамой копаем картошку. Идет мимо какая-то старушка, смотрит на нас и говорит моей маме: «Повезло вам, у вас мужик есть!» Меня в этот момент такая гордость распирала: «Я, такой маленький, а уже мужик!» Не сижу дома, придумывая, чем бы развлечься, а работаю, отвечаю за что-то.

На всю жизнь запомнилось Юрию Владимировичу и то, как он с третьего по седьмой класс помогал деду-землемеру, передвигавшемуся по Сибири на гужевом транспорте (лошади), – заготавливал корм для этого самого транспорта.

Как получилось, что мальчик из далекой Сибири стал известным столичным актером?

– Наверное, это воля случая, – размышляет Юрий Владимирович. – А в то же время и нет. Ведь меня увлекали многие интересные профессии, и в конце концов я нашел ту, которая смогла объединить их все. Со второго класса я мечтал стать моряком. А потом так сложилось, что я попал на выступление драмкружка, где увидел на сцене моего друга Витю Лихоносова – сейчас он известный писатель. Увидел Витю – и меня самого потянуло туда! Я тоже начал ходить в драмкружок, мы ставили много интересных спектаклей. Но к десятому классу я понял, что мне уже надоел этот драмкружок, чего-то мне в нем не хватало.

И тогда я пошел вместо него в слесарный кружок, где занялся совсем другими делами. Помню, выточил ключ для дверного замка. Но в итоге вместе с тем же Витей Лихоносовым я отправился в Москву поступать в Щукинское театральное училище. И поступил. Правда, бросил его, проучившись всего полгода, и уехал строить мосты в Казахстан…

Биография Юрия Назарова отмечена несколькими уходами от актерской стези. А значит, это не случайность, а результат напряженного духовного поиска. По каким причинам это произошло впервые? Что побудило первокурсника Щукинского училища бросить все и уехать на целину?

– На первом курсе нам нужно было исполнять драматические этюды, – рассказывает Назаров. – И мне предложили сыграть роль Павки Корчагина. А я думаю: «Да какой из меня Корчагин?! Я же сопляк, дурак! Ну что я в свои семнадцать лет знаю, что видел? Какое я имею право изображать Корчагина?»

Для меня актерство всегда было подобно кафедре, с которой можно нести людям Залюбовался я на эту красоту, заклинило меня, да и перепутал майну с вирой. Лебедку сорвало – чуть не похоронил всю бригаду. После этого вернулся снова в Щукинское, снова на первый курс вольнослушателем. Учился усердно, занятия не пропускал. Но надо было зарабатывать на жизнь, вот я и пошел перед самыми экзаменами разгружать уголь – и пропустил их. Тоска меня охватила смертная! Снова отправился на поиски смысла жизни – теперь уже на Дон, к Шолохову. А он посоветовал мне самому в жизни разобраться. На Дону я устроился в кузню – делать лерки для накручивания резьбы. Потом вернулся в Новосибирск, пытался пойти в армию – не взяли из-за возраста. В автотракторное училище поступал, чтобы в колхозе работать – ближе к настоящей жизни быть. Но в конце концов снова оказался в театральном училище…

На этот раз Назаров окончил его, после чего стал актером Театра им. Ленинского комсомола в Москве, а затем актером Театра- студии киноактера. В кино Назаров попал еще в студенческие годы. Сначала это были многочисленные массовки, однако первая полноценная роль сразу же оказалась главной.

Дело было так: после одного из студенческих спектаклей к нему подошел ассистент режиссера с киностудии «Мосфильм» разумное, доброе, вечное. 

А что я мог принести, если жизни не видел, никогда серьезно не работал? И захотелось мне получить опыт настоящей жизни. Понять, как все устроено. Человеком стать. А тогда партия звала всех на целину, вот я и решил отправиться туда. Но мама моя слышала, что на целине – не только героический труд, но и героическая выпивка да поножовщина. И посоветовала мне поехать в Казахстан к троюродному брату, который работал на строительстве железнодорожных мостов. И я поехал туда. Работал проходчиком на прокладке путей от Акмолинска до Аршалы. Рыл землю кувалдой да лопатой. Около пяти месяцев там отработал – проверял, на что я способен. И многое понял. Понял я и то, что слишком сильно во мне творческое начало. 

Был такой случай: меня в ночную смену поставили на лебедку, которая грунт вытаскивала. Начался рассвет, солнышко всходит. Залюбовался я на эту красоту, заклинило меня, да и перепутал майну с вирой. Лебедку сорвало – чуть не похоронил всю бригаду. После этого вернулся снова в Щукинское, снова на первый курс вольнослушателем. 

Учился усердно, занятия не пропускал. Но надо было зарабатывать на жизнь, вот я и пошел перед самыми экзаменами разгружать уголь – и пропустил их. Тоска меня охватила смертная! Снова отправился на поиски смысла жизни – теперь уже на Дон, к Шолохову. А он посоветовал мне самому в жизни разобраться. На Дону я устроился в кузню – делать лерки для накручивания резьбы. Потом вернулся в Новосибирск, пытался пойти в армию – не взяли из-за возраста. В автотракторное училище поступал, чтобы в колхозе работать – ближе к настоящей жизни быть. Но в конце концов снова оказался в театральном училище…

На этот раз Назаров окончил его, после чего стал актером Театра им. Ленинского комсомола в Москве, а затем актером Театра-студии киноактера. В кино Назаров попал еще в студенческие годы. Сначала это были многочисленные массовки, однако первая полноценная роль сразу же оказалась главной. Дело было так: после одного из студенческих спектаклей к нему подошел ассистент режиссера с киностудии «Мосфильм» и предложил прочитать сценарий к военному фильму «Последние залпы» по одноименной повести Юрия Бондарева.

– Сценарий мне понравился, – вспоминает Назаров. – Война – это же понятное и родное для меня. Прихожу я на студию, меня спрашивают: «А кого бы вы хотели сыграть?» – «Ну, солдата какого-нибудь». – «А разве вам не интересно сыграть большую роль?» – «Ну, тогда Алешина, лейтенанта». А сам думаю: «Куда мне Алешина играть? Это же вторая роль в фильме!» И тут меня спрашивают: «А что, Новиков, главный герой, вам не понравился?» У меня аж дух захватило, не помню, что отвечал. Короче говоря, утвердили меня на главную роль. Снялся в первом фильме – сразу же позвали во второй, так и пошло – от одной картины к другой.

Уже в начале своей кинокарьеры актер получил зрительское признание. Пожалуй, одна из самых ярких его работ – драма А. Тарковского «Андрей Рублев», где актер сыграл сразу две роли – братьев Великого и Малого князей.

Сам Назаров считает этот фильм гениальным, который, как и вся великая русская литература, учить любить Родину: «Ужасаться, сокрушаться и содрогаться ее трагическим, непоправимым ошибкам – и тем несокрушимее, неистребимее любить ее».

Актер снялся и в другой знаменитой картине Тарковского – «Зеркало».

Часто ему доставались роли в военном и приключенческом кино. Среди знаковых работ актера в 1960–1970-е годы – фильмы «Последние каникулы», «Освобождение», «Даурия», «Горячий снег», «Земля Санникова», «Трактир на Пятницкой».

В 1980-е – «Ливень», «Голова Горгоны», «Демидовы», «Маленькая Вера».

В 1990–2000-х актера можно увидеть в полнометражных лентах «Под Полярной звездой», «Медвежья охота», «На полпути в Париж», «Сталинград», а также в сериалах «Два цвета страсти», «Всегда говори «всегда», «Апостол», «Братья Карамазовы», «Истребители: Последний бой», «Осенью 41-го», «Снайперы: Любовь под прицелом» и многих других.

Какие роли особенно дороги актеру Юрию Назарову?

– Есть фильм конца 1960-х – «Встречи на рассвете», про жизнь в колхозе, – рассказывает Юрий Владимирович. – Я исполнил в нем роль пастуха Кости, эдакого сукина сына, которому противостоит главная героиня – доярка, идущая верным путем. По сценарию, пастух был полностью отрицательным персонажем. Но я поговорил с режиссерами фильма, предложил им сделать из моего героя более сложный характер – человека, который изменился и в итоге осознал свои ошибки. Режиссеры согласились с моим предложением. Фильм вышел хорошим, и эта роль мне очень дорога, потому что я могу считать себя соавтором этого образа. Никакого соавторства и в помине не было, когда я работал с другими талантливыми режиссерами – Андреем Тарковским или, например, Владимиром Фокиным в фильме «Александр Маленький». Тут режиссер просит – и надо делать только то, что он говорит. Хотя иной раз я хотел бы сыграть роль чуть по-другому. Но мне совершенно не важно, какой процент моего соавторства в образе. Важно, чтобы образ был правдивым! И чтобы вся история, которую мы рассказываем в фильме, была правдивой! Потому что если я сам не верю в образ и в историю, то как я смогу убедить зрителей?

Честность со зрителем и с самим собой стала причиной того, что восходящая карьера Юрия Назарова чуть было не оборвалась. Уже после того как он стал широко известен, после роли в фильме «Андрей Рублев» Назаров снова решил оставить актерское поприще:

– Я сбежал из кино. Поступал в Новосибирский институт инженеров водного транспорта. Потом уехал работать на земснаряде, лебедчиком-мотористом. Снова к работягам, в настоящий труд, к русской народной правде. Чего-то мне в актерской профессии не хватало. Я до сих пор в свое актерство не верю, хотя после того бегства вернулся к работе в кино и по сей день стараюсь выполнять ее по совести. Ведь ради чего все это делается? Не ради того, чтобы я вышел и – ах, вот я какой красивый и замечательный, посмотрите на меня! А для того чтобы заниматься просветительством! Работать на благо общества! Нас с детства призывали не к потреблению, а к созиданию, к труду.

«Владыкой мира будет труд!» – как пелось в советской песне. А сейчас людей ведут в обратную сторону – к безделью, потреблению. Молодежь учат, что она может жить за чужой счет, на всем готовом. И это развращает, растлевает человека, окунает его в животный мир. Чтобы человечество не погибло, есть только один выход – труд на благо семьи и общества.

Для самого Юрия Владимировича труд на благо семьи – это еще и выполнение тех или иных ремонтных работ в городской квартире и на даче. Несмотря на свой возраст, Назаров всегда готов помочь своим детям и внукам, когда заходит речь о том, чтобы сделать что-то по дому своими руками. 

В семье актера – большой арсенал электроинструмента российской торговой марки «ИНТЕРСКОЛ», который был выбран отчасти из патриотических соображений, а отчасти – из-за отличающего его сочетания доступной цены и высокого качества. В этот арсенал входят перфоратор SDS-plus П-24/650ЭР, ударная дрель ДУ-13/650Э, аккумуляторный шуруповерт ДА-14,4ЭР из серии «Домашний мастер», угловая шлифмашина УШМ-125/750, щеточная шлифмашина ШМ-110/1400ЭМ, электролобзик МП-55/500Э, дисковая пила ДП-190/1600M.

В беседе с нами Юрий Владимирович снова и снова повторяет:

– Владыкой мира будет труд!

И хочется искренне верить, что так оно и будет…

01.jpg 02.jpg 03.jpg 04.jpg 05.jpg


Текст: Александр Левенко
Фото: Олег Паршин


Возврат к списку



 
16.11.2017 Завершила работу Московская международная выставка MITEX 2017 С 7 по 10 ноября 2017 г. в ЦВК «Экспоцентр» прошла 10-я Московская международная выставка инструментов, оборудования и технологий MITEX 2017 – единственная в России и СНГ и крупнейшая в странах Центральной и Восточной Европы.
15.11.2017 Осенняя пресс-конференци: STIHL устанавливает новые стандарты STIHL создает технологии будущего и достигает показателя роста, выраженного двузначным числом. Оборот группы компаний STIHL с января по август текущего года вырос на 11,9 процента и достиг  2,7 миллиардов евро.
08.11.2017 Продолжает свою работу выставка инструментов, оборудования и технологий MITEX-2017 400 компаний из 18 стран представили на своих экспозициях как новинки отрасли, так и проверенный годами инструмент. С первых часов своей работы выставка стартовала в рабочем режиме. Сегодня среди посетителей были гости из разных регионов России от Калининграда до Сахалина.